воскресенье, 6 августа 2017 г.

Он уходил, чтобы вернуться

Год назад известие о гибели макеевского альпиниста Игоря Стороженко стало настоящим шоком для всех, кто знал этого веселого, жизнерадостного человека. Роковым местом для него оказалась северокавказская гора Ушба, где 23 июля при выходе на ледник он сорвался в трещину.
Сегодня не хочется говорить о тех трагических событиях. Вернее будет просто рассказать, каким Игорь остался в сердцах друзей. с этой целью я порылся в старых контактах и пообщался с нашими общими знакомыми.

 Никогда не боялся трудностей

В буквальном смысле плечом к плечу со Стороженко покорял горы Анатолий Лех.
— Нас была пятерка безумно влюбленных в горы, и каждому это занятие было в удовольствие. Вот только Игорь всегда смотрел выше – ему хотелось добиваться больших результатов, — вспоминает Анатолий Лех. – К тому времени у каждого уже была работа, у некоторых семьи. И не всегда получалось вырываться в горы на сборы. И тогда Борисович решил пожертвовать любимой профессией шахтера и полностью посвятить себя горам.
Анатолий и Игорь быстро сработались и стали ходить в связке. Первым испытанием на прочность стали горы в осетинской Дигории.
— По уровню подготовки я был тогда повыше, но все равно ходили в связке. Позже, когда пробовали куда-то выезжать самостоятельно, каждый понял, что только вместе мы можем добиться цели, — говоря об их слаженности, отметил Анатолий Флорианович. — Когда мы поняли, что Игорь хочет добиться конкретной цели — начали работать на него. В спорте ведь как: чтобы поднять разряд, нужно пройти поэтапно высоты всех категорий сложности. А значит, если надо, то шли на понижение.
К примеру, в Фанских горах они вдвоем прошли маршрут макеевского альпиниста Владимира Филенко – «четверку» (категория сложности трассы), так необходимую Игорю для зачета. А позже Игорь уже ради своего напарника прилетел в Азию, чтобы сходить с Лехом «пятерку». Ребята тогда взяли красивую вершину – скальную стенку, на которую 10 лет никто не ходил. Это была очень серьезная трасса без конкретного описания.
Позже сработанная двойка не раз брала намеченные высоты. А в перерывах парни постоянно тренировались на скалодроме в Зуевке. По воспоминаниям коллег, Игорь работал быстро и смело. Все могли идти первыми, но ключи (самые сложные и ответственные участки) всегда на себя брал он.
Многие удивлялись силе воли Игоря. Он никогда не жаловался ни на ситуацию, ни на здоровье и шел к намеченной цели. Пример тому – серьезная травма, полученная перед экспедицией на Эверест. Но сила воли позволила быстро восстановиться, и взять заветную для всех альпинистов вершину.
 

Друг и наставник в одном лице

Игорь всегда притягивал и располагал к себе. И как приятный собеседник, и как опытный товарищ. Причем это буквально сразу перерастало в дружбу, ведь она скреплялась общими трудностями и целью.
Виталий Кутний, на тот момент проходчик шахты «Белозерская» из «Добропольеугля», уже имел за плечами определенный опыт в скалолазании, был любителем горного туризма, но участие в проекте «Уголь Донбасса на вершинах мира» перевернуло его жизнь, а главное – состоялось знакомство с Игорем Стороженко.
— Первая наша вершина – Пик Шахтеров Украины на Тянь-Шане, — вспоминает Виталий. – В альпинизме случайных людей не бывает, и любая команда работает, как одно целое, но Игорь как-то по-особому притягивал к себе искренностью и юмором. А когда нужно, он мгновенно переключался, становясь опытным и матерым восходителем, готовым подставить свое плечо. Он всегда мог объяснить и показать, как нужно действовать.
К слову, в той первой экспедиции все ее участники получили шуточный словесный портрет. Вот таким, по словам хронографа того восхождения, был Игорь: «Совесть экспедиции. Стороженко Игорь Борисович (он же Борисыч) – бегущий по воскресеньям. Благодаря хорошему воспитанию, терпеливо отвечает на вопрос: «На какой высоте мы находимся?» до 47 раз в день. Бескорыстно любит пиво и свои часы с альтиметром, секундомером и кофеваркой».
Эта, казалось бы, смешная характеристика четко отразила его натуру не только на тот момент, но и по жизни в целом.
Позже, как отметил Виталий Кутний, в ходе восхождения на гималайскую вершину Пумори именно благодаря поддержке Игоря он взял эту трудную высоту в составе тройки. Затем было еще много вершин, которые они брали вместе, часто пересекались на альпсборах. А на 20-летие «Вечерки» Игорь пригласил Кутнего вместе с журналистами подняться на Говерлу. Но сначала был Эльбрус. К слову, на фото Игорь вместе с Виталиком попали в кадр как раз во време "перекура" чуть выше станции "Мир" Эльбрусе.

Он повел нас на вершину

В 2010 году Федерация альпинизма и скалолазания Донецкой области пригласила журналистов газеты «Вечерняя Макеевка» принять участие в восхождении на высшую точку Европы гору Эльбрус, посвященное 56-летию Великой Победы. От редакции в экспедицию тогда отправился я - Руслан Шулюпов, на тот момент соттрудник "Вечерки"
— Мы с Игорем Борисовичем были хорошо знакомы. Я с удовольствием освещал их соревнования в Зуевке, держал руку на пульсе международных экспедиций. Тогда же мы – команда новичков — ехали на Кавказ вместе с Игорем Борисовичем, который сразу же стал для нас наставником, — вспоминает Руслан. – Позже руководитель экспедиции Сергей Ковалев закрепил нас за Игорем уже официально. И начались занятия.
Стороженко сразу же взялся за ребят, ведь из них еще никто не поднимался так высоко. В ходе ежедневных акклиматизационных выходов и ледовых занятий он постоянно делился всеми премудростями альпинизма, стараясь передать свои знания максимально полно. Каждый набор высоты сопровождался не только наставлениями, но и шутками, историями из жизни.
Результатом такой подготовки стал успешный штурм Эльбруса. Тем же, кто не смог тогда взять высоту, Борисович по-отцовски говорил, что гор на всех хватит, главное, победить себя.

На лысую макушку – впервые с «Вечеркой»

К 20-летию «Вечерней Макеевки» редакция решила пронести журналистскую эстафету от недр земных (забой ЧП «Горняк-95») до высшей точки Украины – Говерлы. В Карпаты отправились журналисты: Галина Цейтер, Сергей Телица и Александр Маренков. Я на тот момент "маялся" коленным недугом и решил не обременять собой экспедицию.
— По поводу восхождения обратились за консультациями к Игорю Борисовичу и с удивлением узнали, что для путешественника по заоблачным высотам лысая макушка с максимальной отметкой 2061 метр оставалась непокоренной. Этот пробел в горной биографии давнего друга редакции решили ликвидировать совместным восхождением, — вспоминает Сергей Телица. — И очень обрадовались этому уже в пути. Альпинист-дока прихватил треккинговые палки, которые нам, отважным, но не таким уж и молодым горновосходителям, оказались весьма кстати. Особенно на заключительном отрезке подъема и при коварном спуске. А еще Стороженко давал столько мудрых советов, что Галина Цейтер, которую он вместе с Виталием Кутним опекал на маршруте, прозвала Игоря «Соломоном Борисовичем».
Игорь в Карпатах мог все: нас поддерживал словом и песней, варил кашу из топора, находил общий язык с гуцулами, давал умное интервью для местного телевидения, советовал аборигену Ворохты, как лучше починить прохудившуюся крышу, провел длиннющий вечер за щедрым столом с обильным возлиянием и встал из-за него трезвый, как стеклышко…
С таким человеком реально не страшно было идти в горы. И в разведку с Игорем Борисовичем смело пошел бы каждый, кто его знал.

С оптимизмом на «Оптимисте»

Была у Стороженко еще одна слабость. Как оказалось, его манили не только горы, но и море, ветер и паруса.
Как когда-то рассказывал сам Игорь: «Через общих приятелей я познакомился с корифеем парусного спорта Донбасса Сергеем Мельничуком. Была осень, и альпинистский сезон подошел к концу, освободив массу времени. А так как меня всегда привлекали экстремальные виды спорта, и я давно поглядывал на паруса, решил помочь ребятам с оформ-лением клуба». Позже к организации клуба подключилась и супруга Игоря Людмила, взяв на себя всю организаторскую работу. Так парусный спорт стал делом семейным.
— В начале 2000-х мы познакомились с Игорем на соревнованиях по парусному спорту. Игорек тогда уже ходил на байдарках и присматривался к парусам, — говоря о первой встрече, отметил Сергей Мельничук. — Со временем робкие шаги стали достойными уважения. А опыт, смелость и гибкость ума, которые он развил благодаря занятиям альпинизмом, позволяли ему решать любые по трудности задачи.
Игорь с самого начала был бессменным членом экипажа катамарана «Оптимист», на котором он участвовал во многих соревнованиях. Благодаря своей безграничной фантазии и неиссякаемым идеям, которые Борисович буквально генерировал, на счету клуба сегодня много значимых побед и достижений, среди которых участие и призовые места в чемпионатах всех уровней, так называемые малые кругосветки по акваториям Азовского и Черного морей.
Вот только, к сожалению, свой катамаран Борисович не успел спустить на воду — «Маэстро» уже был заложен на стапеле и даже зарегистрирован. И сегодня он ждет своего часа.

Достойная смена

Сегодня растет достойная смена, воспитанная Игорем Стороженко в секции скалолазания и альпинизма в ДДЮТ Советского района. Игорь сумел привить настоящую любовь к горам многим мальчишкам и девчонкам, которые неоднократно становились победителями и призерами многих соревнований, а главное, они поверили в себя.
По стопам отца пошли его сыновья Максим и Михаил. Имея разряды по альпинизму, парни также продолжают всесторонне развиваться и в других направлениях. А значит, дело Игоря Стороженко продолжает жить, как и наша память о нем.

Из Досье:
Игорь Стороженко родился в 1958 году в Макеевке. Мастер спорта по скалолазанию, кандидат в мастера спорта по альпинизму, инструктор по альпинизму.

Совершил восхождения на Эверест (8848 м), Пумори (7161 м), Ама-Даблам (6812 м), Пик Ленина (7134 м), Монблан (4810 м), Казбек (5033 м), первопроходец на Пик Шахтеров Украины (5132 м), неоднократно совершал зимние восхождения на Эльбрус (5642 м).

Комментариев нет:

Отправить комментарий